Аннотации к воркшопам 3-й российской нарративной конференции


Конференция «Нарративная практика: возможности и точки роста». 29 сентября 2012

«Опыт проведения психологических групп для родителей: синтез подходов. От возрастно-психологического подхода через системный семейный к попыткам нарратива. 17 лет спустя»

Ведущая: Екатерина Бурмистрова.

В программе:
- рассказ о проектах «Клуб виноватых родителей», «Между нами, девочками», «Гнев в семье»
- попытки работы с нестандартным сообществом — многодетными родителями. 8 лет работы «клуба многодетной семьи»
- идеи и упражнения, которые оказались удачными
- графические методики, совместимые с нарративом в рамках работы с группой
- живой кусочек работы : «наиболее вредные мысли, влияющие на родителей»
- презентация книги

Обсуждение возможностей и преимуществ нарративной психотерапии

Ведущая: Ольга Павлова

«Я хотела предложить на конференцию небольшое обсуждение о возможностях и преимуществах нарративной психотерапии, исходя из следующих предположений: Западная психотерапия развивалась последовательно. В отечественной практике классические методы психотерапии появились одновременно и нашли своих последователей и продолжателей. Взаимодействие приверженцев разных направлений зачастую напоминает строителей Вавилонской башни. Однако в настоящее время все больше наблюдается тенденция к интеграции методов и выделению общего и ценного в терапевтической практике. Мне кажется, нарративная психотерапия объединяет лучшее: она недирективна, понятна клиенту (преодолевает искусственность и длительность классических методов), работает непосредственно с заявленной проблемой и много чего еще, чем хотелось бы поделиться и обменяться примерно за полчаса. Я не могу с уверенностью отнести себя к нарративным терапевтам, скорее, к эклектикам. У меня длительный опыт консультирования. Возможно, мое выступление окажется полезным для начинающих практических психологов.»

Мастерская нарративной практики

Ведущая: Ольга Сковычева

«Я хотела бы провести практическую мастерскую на основе нарративных «карт», ассоцирующихся с предпочитаемым состоянием отношений. Участники получат клиентский (родительский, специалистский) опыт различных способов использования ассоциативных карт в индивидуальной и групповой работе, примут участие в их методическом обсуждении.»

Мастер-класс «Нарративная медиация в работе с семьей»
(авторская модификация модели медиации конфликтов семейных пар «Комбинаторика пар» Эд Ватцке)

Ведущие: Абраменко Анна – детский и семейный психолог, нарративный практик;
Великоцкая Анастасия – подростковый психолог, арт-терапевт, медиатор.

Идея «комбинаторики пар» родилась и развивалась в практике оказания помощи при разрешении конфликтов между супругами. Ключевым моментом метода является введение косвенной коммуникации, а именно – «отзеркаливания» медиаторами как историй, рассказанных сторонами конфликта, так и их взаимодействия друг с другом на медиации. В связи с этими появляется особое пространство для рефлексии участниками собственной позиции в конфликте.

На нашем мастер-классе мы представим созданную нами модификацию этой модели в нарративном ключе с акцентом на нарративном расспрашивании и прояснении истории клиентов. Также мы продемонстрируем возможности этого метода в работе с семейными конфликтами не только между супругами, но и между детьми и родителями. У участников мастер-класса будет возможность попрактиковать этот метод в рамках мастер-класса и прочувствовать его, как говорится, «изнутри».

Использование фотографий для работы с детьми в детских домах и домах ребенка

Ведущая: Полина Гальцева

«Я работаю с детьми (от 1 месяца до 4 лет) в доме ребенка. Большинство этих детей оказываются в семьях, некоторые переходят в детские дома, но практически ни у кого нет возможности узнать из «первых рук» о том как они первый раз улыбнулись, какие игрушки предпочитали, были настойчивыми или деликатными, как сделали первый шаг… Сейчас в сиротских учреждениях продвигается идея о «личном» пространстве, «личных вещах», т.е. продвигают неплохие идеи, не меняя самой структуры и устройства сиротского учреждения. Я понимаю, что в данный момент не могу изменить структуру даже одного дома ребенка, но, возможно, смогу что-то сделать для конкретных детей и их будущих родителей.

Моя идея: мы уже начали делать для каждого ребенка фотоальбомы с их личными фото. Пока эта работа достаточно формальна, т.к. есть определенные трудности, в т.ч. и материальные (покупка фотоальбомов, печать фотографий). Но, на мой взгляд, самая большая трудность в том, что воспитатели не понимают, зачем нужны эти альбомы, по их мнению, достаточно передать усыновителям фотографии и пусть они сами делают альбомы, подписывают их и т.д.

Мне кажется, что важны не только сами фотографии, но и определенная история, факты выраженные словами. Другой вопрос, какие факты и как их лучше формулировать. Почему я считаю это важным? Для принимающих родителей один из самых трудных моментов, говорить с ребенком о том времени, когда они еще не были знакомы, о том, что было «до…»: они испытывают много вины, может, злость к кровным родителям, реже благодарность или жалость, сочувствие. И еще считают, что у ребенка все было плохо до того как он появился в их семье, т.е. игнорируется или обесценивается определенная часть жизни ребенка, его история. Альбомы с описанием жизни ребенка могли бы стать основой для продолжения родителями, а потом и самим ребенком. Таким образом, альбом мог бы стать основой для формирования идентичности, альтернативному источнику информации ребенка о себе, собственной уникальности.

Пока думала о том, как сформулировать свою идею, на ФБ выложили фрагмент статьи Джилл Фридман и Джина Комбса.
Этот отрывок как раз иллюстрирует мою идею:
«истории и переживания, которые формируют наше процессуальное, меняющееся от мгновения к мгновению ощущение «себя», размещаются в разных местах — в воспоминаниях других людей, медицинских картах, в граффити, на страницах одноклассников в Facebook и еще много где. Иногда эти истории собираются из разных источников в нечто единое, в результате чего определенное ощущение идентичности «уплотняется», укрепляется.»

На конференции хотелось бы услышать отклики разных людей о том, что для них значат детские фотки, имеет ли значение что на них изображено, какие сюжеты оказывают наибольшее влияние на их представление о себе. Идеи о том как могут быть сформулированы тексты в подобных альбомах, может удастся сформулировать идеи о концепции составления альбомов для детей, рекомендации для специалистов и родителей (возможно, не только сирот, моей Сашке через два месяца 18, может и ей что-то перепадет в виде «нарративного альбома» о ее детстве).»

Психологическая работа с подростками с использованием нарративного подхода

Ведущие: Олеся Cимонова, Елена Баскина, Павел Куделин

«Мы расскажем о собственном опыте психологической работы с группами подростков с использованием нарративного подхода. В частности, разговор пойдет о методике «Дерево Жизни» и «Команда под прикрытием». В качестве иллюстраций мы покажем фото- и видео-материалы и поделимся своими соображениями относительно потенциала этих методик в групповой работе с подростками и возможностей их модификации. Мы поговорим о культурных особенностях участников и ведущих, а также о различных трудностях, с которыми мы сталкивались в работе. В завершении мы предложим вам совместно поискать пути их преодоления и нащупать новые возможности для применения этих методик.

Использование коллажа и ассоциативных карт в нарративной практике

Ведущая: Ольга Пылаева

В ходе данного мастер-класса мы вместе будем создавать пространство для того, чтобы поговорить о возможностях, которые открывают данные приемы, о различных способах их применения и выполнения с детьми, взрослыми и парами, постараемся сделать свои коллажи, уплотнить предпочитаемые истории работая в парах, поделиться свои опытом в общем круге.