Аннотации к воркшопам 4-й российской нарративной конференции


«Плэйбэк театр и нарративная практика»

Кожина Наталья

Плэйбэк театр был создан в 1975 году в Нью-Йорке Джонатаном Фоксом и в настоящее время распространён по всему миру, существуя в различных странах, на разных языках, в различных контекстах и областях жизни. Плэйбэк театр – это импровизационный театр, в котором нет заранее заготовленного сценария. Зрители во время выступлений рассказывают свои истории, которыми могут быть чувства, ощущения, мысли, фантазии, сны или события повседневной жизни, а актёры тут же спонтанно воспроизводят эти истории на сцене. Близость плэйбэк театра нарративному подходу главным образом проявляется в общности представления об историях как инструменте осмысления и выстраивания человеческих жизней. Мы приглашаем вас прикоснуться к чуду плэйбэк театра и на своём опыте ощутить его близость нарративной практике. В конце выступления запланирована небольшая дискуссия, основными вопросами которой будут точки соприкосновения плэйбэк театра и нарративной терапии, а также возможности использования плэйбэк театра в нарративной практике.

«Нарративные практики в социальной работе с маргинализованными сообществами»

Павловские Арсений и Александра

Мастерская будет посвящена возможностям применения нарративных практик в социальной работе с маргинализованными сообществами. В работе с такими сообществами социальным работникам особенно важно сохранять рефлексивную позицию в отношении своей практики, так как существует высокий риск воспроизведения отношений притеснения, которые часто воспроизводятся по отношению к маргинализованным группам и сообществам.

Мы будем опираться на примеры социальной работы с рома (цыгане) в Сербии. Мы обратились к данному примеру, так как сообщества рома остаются одними из самых дискриминируемых в Центральной и Восточной Европе. История их дискриминации – длительная и пронизывает всю европейскую культуру. Сегодня существует масса программ по интеграции рома, как государственных, так и негосударственных организаций помогающих рома, но деятельность этих программ и организаций малоэффективна, и зачастую, предоставляемая помощь отвергается сообществами. Почему? Мы попробуем ответить на этот вопрос в ходе мастерской. Мы особенно сосредоточимся на инструментах рефлексии практики социальной работы и на том, какие возможности дают нарративные практики для изменения социальной работы с рома и другими сообществами. Мы попробуем сформулировать вопросы, которые можно задавать себе, чтобы минимизировать риск воспроизведения привычного притеснения, когда мы работаем с маргинализованными сообществами.
Данная мастерская может быть интересна не только социальным работникам, но другим специалистам и социальным активистам сталкивающимися в своей деятельности с вопросами дискриминации, маргинализации и притеснения. Мы надеемся, что в результате присутствующие смогут получить практические инструменты, которые помогут соотнести их ежедневную практику с их ценностями и добровольно взятыми на себя обязательствами по отношению к тем, кто обращается к ним за помощью.

«Круг сообщества».

Великоцкая Анастасия и Пентин Андрей

Джеральд Монк и Джон Уинслейд в своих книгах по нарративному консультированию в школе и нарративной медиации рассказывают о, так называемых, accountability practices и restorative conferencing, что можно перевести как «практики принятия ответственности» и «конференции по принципам восстановительного правосудия». Мы хотели бы поделиться своим видением технологии «Круг сообщества», реализуемую нами «по мотивам» описанных Монком и Уинслейдом практик для сообществ школьных классов, групп колледжей, педагогического состава и других профессиональных сообществ. Вопросы, которые так или иначе связаны с темой нашего воркшопа и могут быть затронуты на этой встрече:
• Соотношение нарративного и восстановительного подходов: позиция и феноменология конфликта.
• Нарративный подход в технологиях восстановительного правосудия: инструментарий.
• Что-то ещё?
Для того, чтобы воркшоп получился по-настоящему интерактивным и актуальным для вас, мы просим вас содержательно откликнуться на заявленные вопросы или добавить что-то своё актуальное для вас в связи темой воркшопа.

«Нарративные практики в коучинге»

Наталья Манухина (профессиональноый коуч (PCC ICF), к.псх.н.)

Нарративный подход – постмодернисткое направление деятельности, использующее в своей практике специальные лингвистические формы для помощи в пересказе нарратива (истории) о своей жизненной ситуации так, чтобы он вместо описания проблем включал пути и способы их преодоления, формы существования без проблем. Возможно, Вы опытный консультант, психолог, педагог, и используете многие техники и подходы. А может быть и нарративный. Тогда Вы наверняка столкнулись с тем, что клиенты, улучшив свою ситуацию с Вашей помощью, уходят от Вас. Ведь им теперь нужна другая помощь: как поддерживать и развивать достигнутое благополучие. Помните сказку «Огонь, вода и медные трубы»? Самое трудное для человека – это устоять в период славой, а еще сложнее – наращивать успех. Вот этим и занимаются коучи.
Коучинг – направление деятельности, в процессе которой коуч помогает ставить цели, превращать проблемы в задачи, осознанно находить пути их решения, а главное – сопровождает клиента в процессе достижения результата. Коучи помогают людям становиться успешными. Коучи работают с увеличением благополучия уже успешных людей. И коучинг, и нарративный подход зародились и оформились в отдельные виды деятельности в начале 80-х годов ХХ века. Пришла пора им встретиться и воссоединиться в единстве своих задач: помощь в создании и управлении своей жизнью в соответствии с мечтами, целями, желаниями и базовыми потребностями, принципами и ценностями человека.

«Работа с детскими страхами. Нарративный подход как основа для объединения недирективных методик»

Елена Баскина и Олеся Симонова

Мы расскажем, как мы работаем с детскими страхами и чем в этих случаях полезен нарративный подход. Вы узнаете, каким образом он изменяет представления родителей и детей друг о друге, и как разговор о страхах можно превратить в веселую игру. В работе мы также используем методы возрастно-психологического консультирования, EMDR, эриксоновского гипноза. Объединить эти, казалось бы, совсем разные подходы позволяют принципы нарративного подхода: направленность на укрепление авторской позиции человека и децентрированность терапевта. Смотря на методы сквозь призму выбранных ценностей, мы замечаем и отбираем недирективные и эффективные методики для работы с детскими страхами.

«Выход из тени. Церемония признания самоопределения в ЛГБТ-сообществе»

Анна Голубева и Юлия Малыгина

Альбер Камю сказал: » До тех пор пока человека не заметят и не благословят другие, он еще полностью не существует». Что чувствует человек, которого не видят? Или не видят таким, какой он есть, каким он себя ощущает? Глубокое одиночество, ненужность, депрессию, чувство, что собственная личность постепенно теряется и тому подобные вещи. Дети наиболее болезненно переносят не гнев и даже не физическое насилие, а то, когда их не замечают. Именно в этом случае их развитию и здоровью наносится действительно непоправимый вред, иногда они от этого умирают. Оказывается, не только детям, но и всем остальным взрослым жизненно необходим витамин под названием человеческое признание. Барабара Майерхофф, рассказывая о работе с пожилыми евреями в пригороде Лос-Анджелеса, оторванными от своих корней, описывала их чувства «неуверенности в собственном бытии», чувства, что они не существуют, невидимы не только для других людей, но и для самих себя. Люди, скрывающиеся за аббревиатурой ЛГБТ (лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры) в нашем обществе вынуждены скрывать часть своей жизни и личности из чувства безопасности, чтобы не сталкиваться с отвержением, неприятием и дискриминацией, которые поддерживаются сейчас на государственном уровне.

Из опыта группы поддержки для сообщества ЛГБТ, которые Юля ведет уже больше года, стало видно, что центральной проблемой для большинства из нас оказался огромный дефицит признания и принятия другими людьми, особенно близкими родственниками. Наш замысел состоял в том, чтобы использовать против «ощущения невидимости» церемонию признания самоопределения и форму работы с внешними свидетелями, и он был удачно, на наш взгляд и, судя по отзывам участников, воплощен. Именно об этом мы и хотели бы вам рассказать и показать, пригласить к участию. Мы надеемся, что этот воркшоп станет еще одним маленьким шажком в признании и подтверждении права на существование людей такими, какими они себя чувствуют и какими они являются.

«Нарративная работа с метафорическими ассоциативными картами»

Марина Травкова

Метафорические ассоциативные карты (МАК) – это проективный материал для работы с широчайшим спектром задач: от проработки травмы и решения семейных проблем и до … создания кулинарных рецептов и помощи в написании сценариев, статей или книг. МАК замечательно ложатся на любые предыдущие психологические знания, а с нарративной практикой у МАК есть особая точка соприкосновения: терапевтическая «позиция незнания». МАК – это терапевтическая интервенция без интервенции, исключающая вмешательство и экспертную позицию терапевта при работе с клиентом. Общей является и присущая нарративному подходу «повествовательность». Если нарративный подход помогает нам «пересочинить» историю, став ее авторами, то метафорические карты могут облегчить эту задачу там, где человеку не так легко говорить о себе и своих проблемах словами; они могут стать иллюстрациями к истории, придавая ей тем самым глубину и создавая еще одно, визуальное, измерение психологической работы; они могут стать тем опорным материалом, который поможет в поиске уникальных эпизодов. МАК нарисованы таким образом, что каждый лично становится автором «собственной иллюстрации», каждый увидит в них что-то свое, релевантное только ему самому. Нет, пожалуй, больше ничего подобного в психологическом инструментарии, чему так просто научиться и что можно так обширно и эффективно использовать.

В мастер-классе будут показаны основные принципы работы с МАК, а также нарративная работа с личной историей, с идентичностью, деконструкцией, экстренализацией, восстановлением участия. Если позволят временные рамки, по желанию группы, будет продемонстрирована нарративная работа с МАК при утрате (измена, развод, смерть близкого) и работа с детьми.

«Библиотерапия: использование литературно-художественных произведений в нарративной психологии»

Кабачек О.Л.

Очевидно, что такие категории нарративной психологии, как «смыслы, цели, упования, жизненная миссия, надежды, мечты, предвидение, ценности, убеждения и обязательства» [Уайт М. Карты нарративной практики; с. 124] имеют самое непосредственное отношение к искусству. Перед вами – попытка теоретического осмысления (а, точнее, конструирования) роли литературно-художественных произведений в нарративной практике.

Будут рассмотрены различные виды поэтических произведений (отобранные с точки зрения содержания затекста и характера взаимоотношений текста и затекста). Такая классификация предпочтительна потому, что только затекст позволяет установить то, что реально чувствует и что прячет автор (и что подспудно влияет тем или иным образом на читателя-клиента).
«Нарративная практика в работе с конфликтующими идентичностями: христианский и ЛГБТ-контекст»

Валерий Созаев и Ольга Марк

Человеку c идентичностью, составные части которой конфликтуют между собой, может казаться, что ему необходимо отказаться от одной из своих идентичностей в пользу другой или отказаться сразу от обеих в пользу чего-то третьего. Отказ от (части) собственной идентичности – достаточно болезненный процесс, сопровождаемый множественными кризисами. Но действительно ли необходимо жертвовать одним ради другого? Нарративная практика помогает выстроить контекст личной истории, в котором конфликтующие идентичности начинают поддерживать и укреплять друг друга, образуя так называемую мозаичную идентичность в ее уникальном воплощении. Мы рассмотрим это на примере своей работы с людьми, сочетающими христианскую и ЛГБТ-идентичность, которые в представлении доминирующих в обществе дискурсов радикально не совпадают между собой. Мы расскажем о своем опыте применения техник нарративной практики (свидетельский отклик, восстановление участия значимых жизненных фигур, церемонии поддержки самоопределения, поддерживающий интерес к переплетениям и пересечениям ландшафтов действия и ландшафтов сознания, относящихся к разным идентичностям) в работе с людьми, желающими прийти к гармонизации своих идентичностей.

«Работа со стигмой»

Артур Вафин

В моем докладе речь пойдет о стигме (клейме), а также о том, какие существуют возможности от нее избавиться. Будучи консультантом в области политики и психологии, я ориентируюсь на недирективный диалог с клиентом и его повествование о самом себе без лишних вмешательств консультанта (такой подход сближает меня с гуманистической психологией Карла Роджерса). В определении стигмы я следую за американским социологом и социальным психологом Эрвином Гофманом. Как пишет Гофман, «термин “стигма” будет использоваться для обозначения качества, выдающего какое-то постыдное свойство индивида… причем характер этого качества определяется не самим качеством, а отношениями по поводу него. Качество, стигматизирующее один тип владельца, может лишь подтвердить обычность другого, и в этом смысле само по себе качество не является ни лестным, ни постыдным». Всего Гофман выделяет три основных типа стигм: 1. физическое уродство; 2. недостатки индивидуального характера (начиная от слабоволия и заканчивая наркоманией или презираемой обществом работой); 3. расовые, национальные и религиозные стигмы. К последнему также следует отнести сексуальные меньшинства.
В докладе также будет рассмотрена история девушки-клиента, которая обратилась ко мне за психологической помощью. История эта необычна, хотя и не единична. С развитием Интернет-технологий таких историй, увы, возможно, будет больше. Случай, о котором пойдет речь, связан с созданием аккаунта в социальной сети от имени другого человека, что называется, фэйковой (ложной) страницы.

«Нарративные практики в профориентировании»

Березина Александра

Над вопросами выбора профессии приходится задумываться многим старшеклассникам, а в последнее время и многим взрослым людям, столкнувшимся с проблемой продолжения своего профессионального пути. Практика моей работы в качестве профконсультанта показывает, что в настоящее время для многих подростков и молодых людей это становится настоящей проблемой, так как часто они даже не знают, с какой стороны к ней подступиться, на что можно ориентироваться, выбирая свой жизненный путь. Традиционные методы профориентирования в такой ситуации практически не работают, так как большинство тестов и опросников основаны на самоотчете человека о своих способностях, интересах, склонностях и т.д. В такой ситуации, на мой взгляд, хорошо применимы нарративные практики. Они как раз и позволяют помочь человеку, обратившемуся за помощью к профконсультанту, понять, каковы его представления о жизни, мечты, намерения, жизненные ценности. Определить, что для него важно в жизни, как это связано с выбором дальнейшего профессионального пути и как он может к этому приблизиться. И самое главное, на мой взгляд, это занять активную авторскую позицию по отношению к своей жизни, так как зачастую у человека, обратившегося за профконсультацией, есть ощущение, что от него ничего не зависит, что выбор за него все равно будет делать кто-то другой (родители, общество и т.д.) На мастер-классе я хочу поговорить об идеях, влияющих на выбор профессии, поделиться своими идеями о том, как можно использовать карты нарративной практики (экстернализаци, пере-сочинения, восстановления участия) в процессе профориентационного консультирования.

«»Освоение навыков» в родительской группе»

Александра Бочавер и Ольга Сковычева.

На мастерской мы хотим показать, как используем методику освоения навыков Бена Фурмана в работе родительской группы. Мы предложим участникам мастерской обсудить собственные проекты овладения полезными навыками, которые продвигают их к предпочитаемым историям. Мы надеемся, что каждому удастся выстроить систему поддержки для реализации его проекта и окунуться в атмосферу воодушевления, сопровождающую этот процесс.
Мы планируем рассказать, как родители, вдохновлённые собственными успехами и успехами других, начинают по-другому реагировать на трудности своих детей. Они становятся участниками группы поддержки для своих детей, помогают им сформулировать умение, которое позволит справиться с проблемой и создать программу овладения этим умением.

«Нарративная практика в работе с организацией: возможности и дилеммы»

Васильева Евгения, Ольга Зотова

Нам бы хотелось пригласить к обсуждению всех, кому интересно применение нарративных идей в контексте работы с организацией – как в бизнесе, так и в государственных учреждениях.
Сначала ведущие поделятся собственными историями привнесения нарративных идей в жизнь организаций и некоторыми выводами и наблюдениями, принимая во внимание всю многомерность существующих нарративов: от истории организации до истории подразделения и истории отдельного человека.
А затем на круглом столе, который последует за докладами, мы бы хотели обсудить возможности применения нарративной практики в контексте работы с организацией, и то, как она может помогать адаптации людей в разной корпоративной культуре.
Вот вопросы, которые мы задаем сами себе, и на которые мы бы хотели расширить ответы в результате этого обсуждения и обмена опытом между участниками:
- Какие возможности открывает нарративный подход для работы с организацией?
- Какие дополнительные инструменты предлагает?
- Какие ставит дилеммы?

Доклад 1: «Корпоративная культура и возможности применения нарративной практики в организационной психологии»

О ведущем: Евгения Васильева: организационный психолог, нарративный консультант
На мастер-классе будут обсуждаться перспективы применения нарраитивного подхода при работе с корпоративной культурой, адаптации персонала и медиации между сотрудниками организации.
Набор наблюдений:
– Корпоративная культура может стать в определенной степени механизмом давления, и степень этого давления будет определяться внутренним наполнением (требованиями, нормами и ценностями). Нередко это являются результатом всепроникающей практики сравнения себя и других с нормами и эталонами, принятыми в организации.
– Еще одним инструментом давления являются нормы и ценности принятые в конкретной структуре организации (управлении, отделе).
– Изучение нарративной практики в рамках организационной психологии может дать новые аспекты осмысления самого понятия «нарративная практика» и ее воздействия на участников коммуникации. Сотрудники организации, которые не считают себя частью данной культуры, могут освободиться от парализующего влияния стыда и вины, а взять на себя больше ответственности за свои поступки и свою роль в данной ситуации.
Ведущий расскажет о кейсах из практического опыта работы в государственных организациях, крупных региональных компаниях и проектных группах.

Доклад 2: «Нарративный коучинг в бизнес-контексте: возможности и дилеммы»

О ведущем: Ольга Зотова – коуч, бизнес-тренер, нарративный консультант. http://olgazotova.com
На этом мастер-классе ведущий расскажет о своем опыте применения идей и методов нарративного подхода в контексте коучинга в организации – как индивидуального коучинга для сотрудников, так и внедрения коучинга как инструмента менеджмента, в процессе организационных изменений.
А также о своих наблюдениях:
- В чем меня как коуча поддерживает нарративная практика, какие возможности открывает;
- В чем специфика применения нарративной практики в индивидуальном и бизнес-консультировании;
- Как соотносятся коучинговая позиция и этика коуча (в соответствии с этическим кодексом International Coach Federation) и позиция нарративного практика;
- Какие моменты взаимодействия коуча и клиента, коуча и заказчика (организации, где проводится коучинг) ставят наибольшие дилеммы и что может помочь их разрешить.