Аннотации к воркшопам 5-й российской нарративной конференции


«Предпочитаемая история и уникальные эпизоды в работе с семьями в кризисной ситуации».

Анна Абраменко, Анастасия Великоцкая

Когда семья попадает в кризисную ситуацию, чаще всего на первый план выходит именно проблемная история семьи, особенно, если к ситуации подключаются различные официальные инстанции (КДН, правоохранительные органы, опека). В такой ситуации семье трудно обнаружить, какие хорошие, сильные стороны есть у родителей, ребенка, родственников. Череда рассказов разным специалистам о проблеме, с которой столкнулась семья, затмевает предыдущую историю семьи.
На нашей мастерской мы продемонстрируем сочетание нарративных техник, которые могут помогать семьям, попавшим в сложную ситуацию, вспомнить и обратиться к положительному опыту в истории семьи и построить стратегию выхода из сложившейся ситуации, опираясь именно на этот положительный опыт, а не на проблемную историю.

«Использование нарративных практик в различных видах помогающей деятельности: на примере консультирования, терапии, коучинга и супервизии»

Наталья Манухина

Данный мастер-класс продолжает начатую его автором тему: разделение понятий «терапевтический подход» и «вид помогающей деятельности». Мы знаем, что существует множество подходов, посредством которых осуществляется психотерапия. Но ведь кроме нее существуют еще и другие виды помощи: консультирование, коучинг, тренинг, обучение и др. Специалисты, осуществляющие их, используют разные подходы, разработанные психотерапевтами, а также создают новые методы, наиболее присущие для конкретного вида помощи. Возможно ли осуществление разных видов помогающей деятельности посредством использования одного и того же инструментария? Автор данного мастер-класса отвечает на этот вопрос утвердительно и берется обосновать и показать на примерах работы с ситуациями присутствующих участников эту возможность.
На мастер-классе будет продемонстрировано, как именно можно использовать нарративные практики в таких распространенных видах деятельности как психологическое консультирование, психотерапия, коучинг и супервизия, а также обозначена разница между ними.
Манухина Наталья Михайловна – кандидат психологических наук, медицинский психолог, индивидуальный и семейный консультант, профессиональный коуч, преподаватель психологии, супервизор, тренер обучающих и развивающих программ.
Доцент кафедры организационной психологии МЭСИ.
Руководитель Центра Открытия Новых Возможностей (ЦОНВ) «Потенциал» (г. Москва).
Член Общества семейных консультантов и психотерапевтов, Профессиональной психотерапевтической лиги (ППЛ), Российского психологического общества (РПО), Европейской психотерапевтической ассоциации (ЕРА), Международной федерации коучинга (ICF).

«Как мы слушаем и слышим истории в плейбек-театре и нарративной практике».

Наталия Куроптева  –  экзистенциальный, гештальт и арт-терапевт, а так же художественный руководитель и актриса плейбек-театра «Человек играющий».

Предлагаю обсудить в форме диалога то, как мы обращаемся с историей (что слышим, как слушаем, что происходит с нами и с историей) рассказчика в плейбеке и клиента в нарративной сессии.

«Отрефлексируй это!»

Елизавета Новбари, Марат Хачатрян и Елена Ремнёва

Почувствуй себя настоящим участником рефлексивной команды! Задавай вопросы, решай трудности в режиме реального времени, путешествуй по ландшафтам действия и идентичности, исследуй Тайны и все это – в азартном диалоге и бережном взаимодействии команды. Отрефлексируй это :)

«Исследование депрессии».

Дарья Кутузова

Так сложилось, что мне довелось стать в теме депрессии «консультантом с инсайдерским опытом», и в ходе доклада я расскажу о коллективном нарративном онлайн-проекте, который я вела весной 2012 года: как он был организован и что нам удалось узнать о приемах и уловках, используемых депрессией, о ее союзниках и о практиках Анти-Депрессии. Я расскажу также о том, какие приемы терапии письменным словом могут оказаться полезными тем, в чью жизнь заявилась депрессия. И, наконец, я расскажу о программе когнитивной терапии депрессии, основанной на практике внимательности (mindfulness), сравню ее с опытом нарративной работы и предложу подумать о возможностях интеграции.

«Нарративный подход в консультировании женщин пострадавших от домашнего насилия»

Надежда Градовская, Ирина Матвиенко

Мы расскажем о проблеме домашнего насилия и особенностях социального консультирования, специфике темы насилия в психологической работе, пригласим к размышлению о мифах и идеях, окружающих домашнее насилие как в обыденных представлениях, так и в профессиональном контексте, поделимся опытом работы и идеями о том как нарративная практика может применяться в консультировании на эту тему.

Матвиенко Ирина Валентиновна – психолог, специалист по проблеме домашнего насилия и гендерным отношениям, руководитель Всероссийского телефона доверия для женщин.
Градовская Надежда – консультант телефона доверия, нарративный практик.

Дискуссия «Нарративный подход в работе консультанта Телефона Доверия»

Валентина Гусева

Как может выглядеть применение нарративного подхода на ТД? С какими сложностями можно встретиться? Какие идеи на нас могут влиять в этом процессе? Какие из них нас могут поддерживать, а какие не полезны? Как сохранить устойчивость в неэкпертной позиции нарративного консультанта в работе на ТД? Какие практики, вопросы могут быть полезны в работе с постоянными абонентами? Как могут включаться нарративные идеи в обучающие программы для консультантов ТД и в проведение супервизий (интервизий)?
Приглашаем к участию нарративных практиков, работающих на ТД, консультантов ТД, заинтересованных в нарративном подходе и вообще всех, кому интересна эта тема. Мы хотим обсудить уже имеющийся опыт и попробовать наметить новые возможности и перспективы.
Идея дискуссии и модерация: Валентина Гусева – психолог, консультант телефона доверия, Юлия Малыгина – нарративный практик, консультант телефона доверия, Анна Голубева – психолог, супервизор консультантов телефона доверия.

«Обсуждение опыта использования Открытого Пространства как самоорганизующегося процесса для конструктивного обсуждения спорных вопросов или вдохновляющих проектов».

Ольга Сковычева и Ксения Сборщикова

На мастерской мы предполагаем сделать «короткометражное» Открытое Пространство, а потом обменяться с участниками идеями про возможности применения этой технологии. Приглашаем коллег, у которых есть опыт участия в «открытом пространстве» или проведения его, а также тех, кто хочет познакомиться с его идеями.

Дискуссия «Нарративный подход в сфере образования».

Александра Березина

По моим ощущениям, нарративные практики трудно проникают в школы, институты и другие детские организации. Мне бы хотелось поговорить о том, с чем связаны эти трудности. А может быть, у кого-то есть положительный опыт нарративной работы в учреждениях образования. У нас будет возможность обменяться опытом и поговорить о тех идеях, которые влияют на психологов, работающих в сфере образования, о возможности/невозможности сохранения неэкспертной позиции, о соотнесении смыслов и ценностей нарративного практика с особенностями системы российского образования и т. д.

«Нарративный кинопоказ. Опыт обсуждения фильмов в нарративном контексте».

Анна Голубева и Юлия Малыгина.

С прошлой весны мы начали новый проект, который продолжается и в этом сезоне – предложили нарративным практикам, а также всем желающим вместе смотреть фильмы и обсуждать их, опираясь в этом обсуждении на нарративный подход.
У нас нет заранее продуманной структуры обсуждения, скорее желание рассмотреть фильм, как визуальный нарратив, в ходе которого участники могут поделиться тем, что пережили во время просмотра, чувствами, мыслями, ассоциациями, воспоминаниями о сюжетах своей жизни.
Мы пытаемся ухватить смыслы, которые вызывает увиденный фильм, смыслы, возникающие из переплетений историй участников просмотра. В фокусе нашего внимания – контексты, которые актуализирует кинопоказ и само обсуждение фильма.
Обсуждение – это также возможность деконструировать воздействие на нас фильма и тех идей, которые он несет и вызывает у нас. Здесь есть место и личным откликам, и разговору о ценностях и смыслах, и возможности обнаружить в своих чувствах «отсутствующее, но подразумеваемое»…
Мы хотели бы поделиться своим опытом проведения подобного обсуждения, показать, как это происходит, и попытаться совместно осмыслить этот проект в рамках конференции.

«Нормальные герои всегда идут в обход».

Виктория Суксова

Какие герои? Что такое «нормальные»? И почему они идут в обход?
Мастерская будет про то, как пополнить свой жизненный клуб «настоящими героями». Это техника работы с впечатлившими вас в детстве героями сказок или мультфильмов. Но она будет интересна и тем, кого вдохновляют герои современных киношедевров, и именно их идеи и мнения бывают так полезны в сложную минуту. Как сделать их участниками своей жизни? Как помнить о том, что они есть? Как получить их поддержку? К какому вашему жизненному опыту они обращаются? Как прописать их у себя и сделать им регистрацию:)?
Если вы хотите найти ресурс или помочь вашим клиентам (детям и взрослым) сделать это, тогда сказочные персонажи – это один из вариантов на роль героя-помощника. Соединение идей сказкотерапии, психодрамы и ремемберинга нарративной терапии создают условия для развития разносторонней насыщенной предпочитаемой истории. Приглашаю присоединиться к экспериментированию и игре:)

«Родительские и супружеские группы: использование практики деконструкции, помощь в формулировании и становлении личной позиции по отношению к собственным детям, своей семье. Ведущие, а не ведомые».

Екатерина Бурмистрова

- об опыте ведения родительских и супружеских групп: путь от классической директивной, системно-семейной модели к работе в нарративном ключе (попытка анализа 17 лет работы);
- «отлавливание» и деконструкция самых летучих и вредных идей о родительстве и семейной жизни;
- какие практики мы используем;
- что могут придумывать и применять сами люди – участники групп;
- как это влияет на их собственное состояние, взаимодействие в семье;
- информативные блоки в рамках работы группы. Как сделать так, чтобы знания не делали людей » ведомыми»;
- родители и «специалисты» (психологи, педагоги и пр.). Помощь в построении собственного взгляда на собственных детей.

«Идеи и практики ориентированного на решение подхода — новые и хорошо знакомые»

Команда http://sfbt.ru Виктор Богомолов, Ольга Зотова, Арсений Павловский

На мастерской мы представим те идеи и практики из solution-focused подхода, которые показались нам интересными, зацепили нас чем-то на конференции Европейской ассоциации краткосрочной терапии. Что-то окажется вам хорошо знакомым, а что-то, возможно, новым.

«Идеи нарративного подхода в работе с детьми-аутистами».

Ксения Суханова и Алексей Каплун.

В ходе мастер-класса мы поделимся нашим опытом работы, а также тем, как идеи нарративной практики вдохновляли нас при выборе методик, инструментов для работы. Мы предложим возможные пути осмысления работы с детьм-аутистами в русле нарративной практики, расскажем этапы работы, представим один случай работы с мальчиком 7 лет.

«Трое в лодке или метафора в нарративной терапии семейных пар».

Елена Баскина, Олеся Симонова

Метафора – мощный и яркий способ передачи смыслов и конструирования реальности. Мы хотим предложить участникам совместно исследовать, какие приемы работы с метафорами можно использовать в нарративной терапии и почему.
Мы поделимся своими идеями относительно того, почему нам нравится работать с метафорой, расскажем о некоторых видах метафор. И поднимем очень интересующий нас вопрос о том, какие виды метафорических форм используются в модернистских и постмодернистких подходах. И есть ли возможность синтеза методик из других подходов на базе принципов нарративной практики?
На примере терапии семейных пар мы поговорим о соотношении принципов нарративной практики с метафорическими приемами. Предложим свое видение того, может ли терапевт предлагать метафоры паре, и дадим примеры метафор, которые уже успешно использовались в терапии супружеских пар.

«Ощущение себя в праве как еще одна дверь для входа в самоисследование и практику в нарративном подходе».

Ольга Пылаева

Какие есть у нас ощущения себя в праве, которые находятся в тени, как они влияют на нас, откуда они берутся, откуда они родом и какие отношения с ними нам подходят. Мне очень интересна тема определения границы между ощущением себя в праве как части предпочитаемой идентичности, ощущения возможности влиять на собственную жизнь и ощущением себя в праве как части проблемных конфликтных отношений. Поразмышляем о историях и работе с ними, когда ощущение себя в праве является малознакомой территорией для человека. Уделим внимание хорошим вопросам, помогающим в терапевтических беседах исследовать и деконструировать эту тему. Поговорим об опыте использования данного понятия в различных практиках, которые могут быть у участников мастерской.

«PLAYBACK: Механизмы воспроизведения».

Игорь Любитов

На представление плейбэк театра актеры в сценической импровизации воспроизводят рассказанную историю. Меня, как актера, художественного руководителя театра «Алхимия» и преподавателя плейбэк всегда интересовало, откуда берутся идеи актеров? Чем сыгранная история обогащает рассказчика и зрителей? Хочу поделиться открытиями и наблюдениями. Полагаю, что плейбэк отличная модель работы с историями и с тем, как они отзываются в нас и в сообществе. Участникам удастся примерить техники плейбэк театра.