Материалы 6й конференции


Аннотации к воркшопам 6-й российской нарративной конференции

Практики групповой деконструкции в различных сообществах

Ведущие: Данила Гуляев, Елена Аксенова, Павел Куделин. В подготовке также участвовала Ольга Зотова.

В нарративной подходе практика деконструкции является эффективным инструментом в работе. Но помимо индивидуального консультирования деконструкция может быть применена в работе с группами и сообществами.

Групповая деконструкция — один из новых для России форматов нарративной работы, который даёт особые возможности для совместного пересмотра доминирующих идей. Ее использование позволяет создавать пространства для развития предпочитаемых историй человека, не забывая про влияние группы, помогая человеку находить ресурсы в его окружении.

Ведущие этого мастер-класса провели на прошлый год по меньшей мере 8 различных проектов с использованием метода групповой деконструкции на разной аудитории. По нашему мнению деконструкция в группе может быть использована не только как подход в тренингах, но и как инструмент обсуждения сложных вопросов, вызывающий высокий общественный резонанс.

Мы собираемся поделиться опытом нашей работы и предложить собственную карту групповой деконструкции.
В процесс мастер-класса мы расскажем об основных отличиях деконструкции в консультировании и при работе с группой. Детально обозначим этапы такой работы с точки зрения различных сфер применения и аудиторий участников. Остановимся на вопросах безопасности при обсуждении спорных вопросах в группе.

«Сотрудничество с клиентами и эффективность терапевта за счет использования шкал обратной связи»

Ведущий: Виктор Богомолов 

На мастерской будут представлены шкалы обратной связи для клиентов: взрослых, детей и подростков. Данный инструмент позволяет клиенту оценивать изменения в своем уровне благополучия и качество терапевтических отношений, а консультанту — видеть результаты своей работы и менять ее, адаптируя к нуждам клиента. Использование данных шкал увеличивает эффективность работы терапевта/консультанта и снижает риск преждевременного выпадения. Я расскажу о том, какие есть особенности использования шкал в разных ситуациях и как их можно включить в свою практику.

«Нарративная практика и системные расстановки — параллельные места».

Ведущая: Ольга Златогорская

В программе:
1. Краткое описание современных расстановок как метода: цели, задачи, методология, основные термины, виды расстановок, результаты работы. Практическа часть: заместительское восприятие.
2. Нарративный подход в расстановках и параллельные места:
- децентрированная позиция и нейтральность расстановщика;
- укрепление предпочитаемой истории трансформация клиента.
- «нарративные карты» и клиентский запрос в расстановке.
3. Расстановочная «примерка» состояний — практическая работа.
4. Ответы на вопросы.

«Возможности нарративной практики для помощи парам в ситуации возможного развода/разрыва отношений».

Ведущий: Вячеслав Москвичев

Когда в жизни пары возникает вопрос о возможности разрыва или завершения отношений – это всегда сложный момент. Много эмоций, действий, мыслей, претензии и обвинения, злость и чувство вины – возможные спутники этой ситуации.
Для консультанта встреча с парой в подобных ситуациях часто становится испытанием. Как быть полезным обеим сторонам, особенно если их надежды от встречи диаметрально противоположны? Как помочь людям сохранить то ценное, что наверняка было в их отношениях? Как помочь людям пройти через это испытание с минимальными потерями, и найти новые возможности?
За последние несколько лет я встречался с многими парами, которые решали для себя проблемы, связанные с возможным разрывом отношений. Это были очень разные ситуации. Иногда решение уже было принято одним из партнеров до обращения к консультанту, в других случаях люди стояли перед выбором. Всегда эти ситуации были не просты для меня, но в них было много энергии, честности, поиска. Я буду рад поделиться своими идеями и опытом, что помогало мне оставаться полезным, и буду рад познакомиться с вашим опытом.

«Нарративная работа онлайн: виртуальные ландшафты»

Ведущий: Данила Гуляев, психолог-консультант, нарративный практик, консультант сайта nosuicide.ru, обозреватель psychologies.ru. Сертификат Федерации психологов-консультантов онлайн.

Психотерапия и консультирование онлайн практикуются мире почти уже 20 лет.Этот формат обещает профессионалам и клиентам новые возможности помощи. С другой стороны, для многих специалистов эта территория остаётся заповедной и подозрительной. Я хочу рассказать Вам своем опыте освоения этой территории — показать ее явные и тайные ландшафты. Мы сможем обсудить животрепещущие темы:
- история, специфика и виды онлайн-терапии и консультирования
- деконструкция доминирующих идей по поводу онлайн-работы
- виртуальность идентичности и непосредственность опосредованности
- отношения власти и авторская позиция в виртуальном пространстве
- возможности виртуального ландшафта
- особенности терапевтической позиции и специальные навыки в нарративной практике онлайн

Мы обсудим отзывы клиентов и попробуем начать онлайн-работу прямо на семинаре.
Время проведения будет в расписании конференции.

«Дерево профессиональной жизни на ландшафте идентичности»

Ведущая: Ольга Сковычева

Участники мастерской смогут необычным образом осмыслить свою профессиональную историю и расширить представление о себе.
А затем мы обсудим, каким клиентам такая работа может быть полезна, какие возможности открывает она для профессиональной поддержки и профилактики выгорания помогающих специалистов, для укрепления своей позиции и ощущения собственной компетентности родителей, для самоопределения подростков и т.д.

«Обучение нарративной практике: идеи и возможности»

Ведущие: Лиза Новбари, Лена Ремнёва

Как обучать постмодернистским подходам постмодернистски? Возможен ли такой способ обучения? Какие форматы преподавания/обучения вы вообще знаете? и вообще, что такое -»обучение»? Как вы его понимаете? Есть ли у вас предпочитаемый способ обучения или преподавания? Какие возможности открывают те курсы и семинары, которые вы посетили и посещаете?
Приглашаем как тех, кто обучает нарративной практике или собирается это делать, так и тех, кто ей обучается. Попробуем вместе ответить на эти вопросы и поделимся своим опытом проведения обучающих групп (обучение работе в формате нарративной рк, курс «Лаборатория вопросов»). Еще у нас есть интерес в том, чтобы разместить все возможные варианты обучения в России в одном пространстве: предлагаем попробовать создать карту (в прямом смысле) возможностей обучения нарративной практике.

«Моменты позитива” — уникальные эпизоды в жизни потребителей наркотиков. Презентация проекта СВ-Москва

Ведущие: координатор проекта СВ-Москва, Малышев Максим и кейс менеджер проекта Анастасия Соснина.

Жизнь потребителей наркотиков представляется многим как череда жутких эпизодов ведущих к трагической гибели. Этот взгляд на жизнь потребителей наркотиков подкрепляется мощным визуальным рядом в кинематографе, СМИ, интернете. При общении с журналистами мы обратили внимание на то, что существует огромный спрос на тиражирование ужасов употребления наркотиков. Подобная ситуация способствует конструированию наркофобных дискурсов в обществе, дегуманизации потребителей наркотиков, поддерживают в обществе атмосферу страха и безысходности в отношении наркотиков. Но опираясь на нарративный подход мы можем сказать, что любая человеческая жизнь полиисторична. И в жизни потребителей наркотиков кроме ужасов есть истории о радости, любви, о человеческом достоинстве, взаимоподдержке и дружбе. Но эти истории не попадают в объектив профессиональных журналистов. “Моменты позитива” — это проект который фокусируется на уникальных эпизодах жизни потребителей наркотиков, делает их видимыми и признает их значение. “Моменты позитива” — это серия документальных фоторабот выполненых потребителями наркотиков о своей повседневной жизни.
В ходе презентации мы расскажем как зародилась идея данного проекта, как он реализовывался и как он повлиял на нас и наших участников. Во-время презентации будут представлены некоторые работы участников проекта.

«Тело, движение и танец как метафоры жизни в нарративной практике»

Ведущая: Елена Гребенюк

• Краткое знакомство с методологией работы в танцевально-двигательной терапии
• Обсуждение точек пересечения, способов взаимного обогащения между нарративной практикой и танцевально-двигательной терапией
• Практическое исследование (одежда-обувь подойдет любая)
• Обсуждение возможностей применения данных методов. В том числе простых, лаконичных элементов в ходе вербальных сессий

Группа поддержки для женщин с репродуктивными трудностями

Ведущие: Анна Сильницкая, Елена Баскина

Мы расскажем о нашем действующем проекте — о группе поддержки для женщин с репродуктивными трудностями. Поделимся тем, как возникла такая идея, как мы придумывали концепцию (и продолжаем придумывать), как прошла наша первая группа, что помогало нам делать все это, а что помогало нашим участницам.

«Школа как сообщество. Метафора путешествия в работе школьного психолога»

Ведущий: (добавить)

Очень часто слышу негативные отклики о современной школе, которые, к сожалению, часто небезосновательны. Дети, педагоги, родители часто не слышат друг друга, им сложно вступать в конструктивное взаимодействие. Но мне хотелось бы на воркшопе посмотреть на школу, как сообщество людей, которые общаются друг с другом, у которых есть точки пересечения в интересах и предпочтениях, которые создают пространство для развития предпочитаемых историй: историй, связанных с сотворчеством, активностью, где возникает чувство взаимной поддержки в ощущении себя способным влиять на собственную жизнь и жизнь группы.

На мой взгляд, процесс образования можно сравнивать с путешествием, в котором есть место и время для открытий, приключений, спусков и подъемов, остановок, новых встреч и чудес. В таком путешествии происходит исследование новых или незнакомых сторон самого себя, опре¬деляющих способность узнавать и приобретать собственный опыт во взаимодействии с группой; уплотнение самоидентичности и групповой идентичности, где «идентичность рассматривается не как некая сущность, скрытая внутри индивида, а как нечто, что рождается и постоянно изменяется в контексте социальных взаимодействий социальных институтов, сообществ людей, формируется историческими и культурными силами». Мне хочется поделиться опытом Путешествий с педагогами, детьми, родителями, который состоялся в школе МГПУ.